Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.09.2017, 03:48

Центр развития ребенка - детский сад №24 "Белочка"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 130
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы учителя - логопеда

Практикум для родителей по программе Е.В.Колесниковой

«Oт слова к букве» с использованием рабочих тетрадей для детей.

Сегодня нам хотелось бы немного поговорить о подготовке ребёнка к обучению грамоте, т.к. обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. В  своей работе мы используем программу Е.В.Колесниковой «Oт слова к букве».В младшей группе это был подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации в звуковом слове. Мы выучили о каждом звуке стихотворение. Каждое стихотворение сопровождалось движениями выделением заданного звука. В средней группе мы работаем над анализом звуковой стороны устной речи. Что это значит? Мы знакомим детей со звучащим словом, учимся находить и самим придумывать длинное и короткое слово, придумывать слова, которые звучат похоже или непохоже (занятие М3.) Очень рекомендуем поиграть в такие игры с ребёнком. Много времени они не займут, а польза будет огромная.Дети познакомились со слогом, учимся делить слова на слоги и изображать это графически. Чтобы обозначить слово, мы рисуем прямоугольники делим его на части. Не надо этого пугаться, т.к. все это происходит в игровой форме (занятие М 11.)Это очень трудно, т.к. ребёнку надо услышать слово, прохлопать его и сосчитать сколько раз хлопнул. Много внимания мы будем уделять звукам, чтобы дети к концу года могли определять, называть первый звук в слове и придумывать с ними слова ( занятие М 13.). Главное, чтобы вы не оставляли без внимания те усилия, которые преодолевает ваш ребёнок на занятиях, и помогли ему закрепить знания, полученные в детском саду. 


Артикуляционная гимнастика 

Начинать работу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребенка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).

Заборчик.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук и.) Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти-десяти.

Методические указания. 1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец на нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты. Нижняя челюсть неподвижна.

Трубочка.

Цель: вырабатывать движение губ вперед.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.

Методические указания. 1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1.5-2см от губ) и взять ее губами.

 

 Первый комплекс

 (для свистящих звуков с, з, ц) 

      Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке ц сначала смычку, потом щель); движения губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

 Лопаточка (блинчик)

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2.  Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если упражнение не получается, надо сделать упражнение  «Наказать непослушный язычок». 

Наказать непослушный язычок (намажем блинчик сметанкой)

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звуки «пя – пя – пя...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10. (Лопаточка).

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так:поднести вытку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи. 

Загнать мяч в ворота

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Кто дальше загонит мяч?

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.  Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх — выкинем мусор.

Методические указания. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2.  Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Язычок — силач

Цель: Научить детей удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, а спинку языка поднимать вверх к нёбу, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и широким кончиком языка упереться в нижние передние зубы с силой. Расслабить язык. Чередовать 10-15 раз.

Методические указания. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

 Второй комплекс

(для шипящих звуков ш, ж, ч, щ) 

        Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч  - сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам: губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка.  Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Лопаточка (блинчик)  

Наказать непослушный язычок

Кто дальше загонит мяч?

 Приклей конфетку

Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На самый край языка как будто положили тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними зубами — причмокиваем как будто сосем конфетку.

Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 — 2см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.                                                                    

Вкусное варенье

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала , не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2.  Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Грибок

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу. Широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка. А растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Гармошка

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу (грибок) и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания.1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. 2.Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 – 10. 3.Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2.  Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. 3.  Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Чашечка

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и приподнять язык в форме чашечки к верхним зубам.

Методические указания.1Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. 2.  Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. 3.  При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

 Третий комплекс

(для звука л)

     Для произнесения звука л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.  Выработке необходимых движений языка  способствуют следующие упражнения.

Наказать непослушный язык

Вкусное варенье

Пароход гудит

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Индюк

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл – бл (как индюк болбочет).

Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.  Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону. 3.  Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Качели

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее. 2.  Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.  Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Беззвучно пощелкивать кончиком языка

Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3 Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

 

Четвертый комплекс

(для звука р)

        Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Вкусное варенье

Кто дальше загонит мяч?

Почистим верхние зубки

Лошадка

Индюк

Маляр

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

Барабанщик

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д – д – д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстряя темп.

Методические указания. 1. Рот должен быть открыт (можно закусить сбоку чистый указательный палец), губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.



Как организовать логопедические занятия дома. 

1. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть 
это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность 
детей — игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! 
2. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут! 
3. Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после 
сна. Разбейте блок игр и упражнений на несколько частей. 
4. Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует! 
5. Знакомьте ребенка с детской литературой! Читайте книги перед сн
Независимая оценка
Министерство
Управление
Карта города
Инстаграм
Вконтакте
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright belochka24 © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz