Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.11.2017, 02:08

Центр развития ребенка - детский сад №24 "Белочка"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 134
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коломенское чаепитие

Особенности коломенской традиции чаепития

в XIX - первой половине XX века

Если на чай были приглашены гости, то перед тем как сесть за стол читали молитву или пели песню. Какие песни пели перед чаем, пока выяснить не удалось, но надо полагать, что речь идет о Духовных стихах. В советские годы пели разные советские песни.

 На край стола или рядом с ним, на тумбочку или маленький столик, ставили самовар. Кто имел несколько самоваров разной величины, то для чая с гостями выбирался самый большой. Не только для того, чтобы всем хватило, для «раздольного питья» (цитата – т.е. без ограничения), но и для того, чтобы продемонстрировать гостеприимство, щедрость. Готовность задержать гостя подольше. На случай если не хватит «первого» самовара («первой» - цитата. Основной самовар, который первым ставился на стол. Ударение на последний слог), готовили самовар «менной» (запасной самовар. Ударение на последний слог).

 При семейном или личном чаепитии, самовар выбирался «по способности» (цитата), т.е. такого объема, какой мог осилить пьющий.

 При встрече гостей, на пороге, первый раз кланялись в пояс и говорили «Мы ждем и чай ждет». Кланялись по очереди. Гости также кланялись в пояс и отвечали «Спасибо, поспешаем». Перед столом, приглашая к столу, кланялись в полупоклон и говорили: «Просим угоститься», «Просим потчеваться». Гости садились молча.

 Кроме самовара выставлялось несколько чайников. При потреблении обычного чая использовали или пару чайников «двойчатка» или три чайника «тройчатка». Кроме «заварного» чайника был чайник «доливной», в него наливали кипяток из самовара и подливали кипяток в чашку не из самовара, а непосредственно из этого чайника. Он, как правило, был самый большой. Третий чайник, «допарной» (не уверен в правильности ударения, видимо на последний слог, но встречался еще вариант произношения «допарный») предназначался также для заваривания. Так как было принято заварку использовать не один раз, то повторно завариваемый чай находился в третьем чайнике и допревал на самоваре или под грелкой (шитые из ткани, войлока колпаки на чайники; использовали в качестве грелки даже валенки). «Заварной» чайник ставили «млеть» на «доливной».

 При чаепитии с травными чаями (в Коломне традиционно говорили именно «травными», а не «травяными» чаями), на стол выставлялось сразу несколько чайников с заваренными травными смесями, чтобы можно было разнообразить процесс чаепития.

 Травные чаи делились на «однотравные» - состоящие из одного вида травы, в которые впрочем делали разные добавки (пряности, молоко, мед, спиртное) и «сложные» - состоящие из нескольких трав, т.е. смесей.

 На стол ставили в обязательном порядке пироги и другую выпечку. Причем количество и разнообразие выпечки демонстрировало гостеприимство и щедрость хозяев. Если в гости на чай пришли родственники, то вопреки бытовавшей здесь поговорке «к теще с калачом не ходят», принято было приносить сладкий пирог (с яблоками, ягодами).

 Кроме того, на столе должны были присутствовать варенья, мед, молоко или сливки, различные приправы и добавки, как то: клюква или брусника моченая, гвоздика, корица, даже перец горошком. Ставили блюдце с цельными и резанными яблоками. Сахар ставили уже в кусках, но в таких, чтобы можно было еще колоть в процессе чаепития, для чего клали сахарные щипцы. Если имелась «сахарная голова», то ее тоже выставляли на столик к самовару или в комнате на буфете, но это скорее для «антуражу» и для «куражу».

 Когда на стол подавали травный чай «Для настроения», то на стол ставили букетик цветущих колокольчиков, и принято было добавлять цветы колокольчика, срывая их прямо с букета, так как они якобы усиливают эффект чая «для настроения». Цветки колокольчика на зимнее время принято было заготавливать. Особым искусством было высушить колокольчик так, чтобы он почти не потерял своей формы.

 Если на стол подавался чай «От всех бед», то к нему подавали на стол листья липы, которые можно было в этот чай добавлять. Считалось, что это будет способствовать развитию «сердечных чувств» у пьющего. При добавлении липового листа, смесь получала название «Для сердечных дел» или чувств». Липовый лист добавляли, в основном в свежем виде, непосредственно при заваривании. Считалось, что так как лист липы по форме напоминает сердце, то добавляя его в напиток ты способствуешь активизации сердечных чувств у пьющего.

 Если на стол подавался чай «От нервов», то к нему на стол подавали веточку полыни, так как некоторым нравился этот вариант чая «с горчинкой». Кроме того, считалось, что полынь усиливает эффект этого чая успокаивать нервы. Особенно этот напиток был показан тем, кто страдал «нервической болезнью» (видимо находился в стрессе).

 Было разделение на мужскую и женскую посуду. Из чашек пили в основном женщины. Мужчины пили чай из стаканов в подстаканниках. Фарфор был дорог. Не каждая семья могла себе позволить иметь целые сервизы фарфоровой чайной посуды. На рынке часто продавали чашки по отдельности, не в сервизах. Когда у состоятельных людей разбивалась часть сервиза, они оставшиеся чашки пускали в продажу, «из экономии» (цитата), которые покупались людьми победнее. Пить чай «из розной» (цитата) посуды в компании было неприлично, поэтому, в таких случаях, чашки использовались только женщинами, а мужчины пили из стаканов, которые были относительно дешевы. Только в богатых купеческих семьях использовались полные чайные сервизы и тогда из чашек пили все.

 Чай в Коломне также было принято пить с добавлением спиртного (водка, плодовое вино («для кислинки»), мадера), особенно в зимнее время, или со спиртным «в захлебку» …

 Если человек хотел закончить чаепитие, то вежливым считалось просить хозяйку налить «поясную», т.е. чашку перед поклоном, прощанием.

 При прощании, хозяева говорили (сколько бы человек ни выпил чая) – «Без чая отпускаем, не посрамите» (вариант – «не обессудьте»). Гости отвечали – «Благодарствуйте, чая боле не просим».

 Во время свадебной церемонии, молодоженам в утро перед венчанием давали пить чай из мяты, а вечером, перед тем как отправить почивать, давали чай из ромашки или липы.

 Коломенские купцы пили чай «До ключей» (цитата). Это значит, что от обильно потребленного напитка, подвешенная на поясном ремне связка ключей принимала горизонтальное положение. Готовясь к длительному чайному застолью, готовили сменную рубаху. И было правилом хорошего тона при перемене самовара, менять и промокшую от пота рубаху.

 Коломенские купчихи пили чай «До платка» или «До второго платка» (цитата). Это значит, что платок, который был повязан на шее или наброшен на шею и плечи, становился таким мокрым, что его приходилось менять.

Независимая оценка
Министерство
Управление
Карта города
Инстаграм
Вконтакте
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright belochka24 © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz